Знамя труда
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Пятница, 03.05.2024, 04:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
ОБЩЕСТВО И ВРЕМЯ [39]
КОМПАС [12]
Ведущая рубрики Людмила ШЕРШЕЛЬ (УКРИНФОРМ)
КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ СОБЫТИЙ И ДАТ [31]
НАШЕ ЗДОРОВЬЕ [31]
ИНТЕРЕСНАЯ ПЛАНЕТА [36]
ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ [4]
ПОГОДА В ДОМЕ [16]
АКТУАЛЬНО [5]
ХОЗЯЙКЕ НА ЗАМЕТКУ [9]
Мини-чат
Главная » Статьи » Укринформ » ХОЗЯЙКЕ НА ЗАМЕТКУ

Нож упал – жди гостя

Оберег от нечистой силы

В старых народных поверьях и обычаях нож предстает верным помощником и другом, который одновременно требовал к себе внимания и уважения. Он служил символом свободного и полноправного человека, а также оберегом от нечистой силы. 
   Так у восточных и западных славян считалось, что брошенный в смерч нож рассеивает его и ранит злого духа "встречника" - беса-вихря. На нем может остаться кровь нечистого. Согласно исследованиям Топоркова А.Л. ("Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья") нож использовали для защиты некрещеного младенца, женщины в предродовой или послеродовой период, жениха и невесты во время свадебного обряда. В Волынской губернии для охраны новорожденного от конвульсий мать, ложась спать или выходя из дома, клала нож в колыбель или брала его с собой. Там же баба-повитуха трижды обводила ножом вокруг кумы, когда та несла крестить ребенка, чтобы злой дух не мог приступить к младенцу. В колыбель нож клали "чтобы не приступила смерть или злой дух". Особо оберегались таким образом дети до крещения. Иногда мать подкладывала под себя нож при кормлении грудью. 
   В Казахстане собравшиеся на праздник тосек той ("праздник постели") отметить начало беременности молодой женщины, кладут ей под подушку ножичек - чтобы младенец появился на свет полноценным и здоровым и чтобы уберечь эту семью от порчи и завистливых глаз. 
   В Дубровицком районе Ровенской области для того, чтобы черт не трогал скотину, требовалось встать до восхода солнца, раздеться, взять под левую руку нож или косу, трижды обежать вокруг хлева и забить их в стену. В Сибири было подмечено, что злые духи боятся железа и нож охотника служил ему не только инструментом, но и оберегом. В Скандинавии считалось, что напугать вредоносного духа может только желтый металл, поэтому детали рукояти и прибор ножен имели латунные элементы. 
   До сих пор суеверные люди кладут на ночь под кровать или матрас ножик. Его втыкают в подоконники и вешают над дверью в качестве оберега от воров и недоброго глаза, как это делали в древнем сказании сестры Финиста Ясна Сокола, чтобы защититься от вторжения. И сегодня знахари рекомендуют тем, кому кажется, что рядом обладатель дурного глаза, подержаться за что-нибудь железное. Например, за ножи или кинжалы, которые обладают еще более сильным защитным действием, чем сам металл. 
В Белоруссии и Украине широко практиковалось процеживание молока через нож, серп или иголки. Например, в Черниговской области говорили, что если корова доится кровью, то надо лить молоко на клинок, положенный под цедилкой на подойник, этим "ведьме перерезаешь язык". 
   И для колдовства…
   Вместе с тем, нож описывается и как одно из орудий колдовства. В Овручском районе говорили, что когда ведьма захочет молока, она идет к себе в хлев, забивает его в соху, и подставляет доенку, молоко так и бежит с него струёй. В других местах считалось что ведьма вообще может доить чужих коров несмотря ни на какое расстояние, стоит ей только очертить круг на земле с заговором и в центр его воткнуть нож. У моряков считалось, что во время штиля, чтобы вызвать ветер, нужно царапать мачту ножом, причем с той стороны с которой он необходим. 
   Нож широко использовался в гадательной практике. Сибирские шаманы в ходе камлания жгли себя раскаленным железом и прокалывали ножами. А. А. Коринфский описал практику "допроса вихря о зиме", производимого русскими крестьянами 3-го августа. Допрашивавший брал с собой нож и петуха. Как только начинала виться на перекрестке пыльная воронка, гадатель вонзал нож в середину ее, держа в это время кричавшего петуха за голову. Затем производился допрос "летучего духа полуденного". По преданию, вихрь отвечал на задаваемые ему вопросы не хуже сегодняшнего диктора Гидрометцентра, причем намного правдивее. В Белорусском Полесье, если скотина заблудилась в лесу, хозяин обращался к знахарю с просьбой "засечь" ее. Знахарь шел в лес, находил дерево, больше других покрытое зелеными листьями, поднимал кверху принесенный с собой нож и произносил заговор, в котором просил Егория "засечь" скотину. Произнося последнее слово заговора, знахарь вбивал клинок в дерево и возвращался домой. На следующий день перед восходом солнца он снова шел в лес и вынимал его из дерева. Если тот оставался чистым, то это означало, что животное не погибло и уже не сойдет с того места, где оно находилось, когда его "засекали", а также что оно защищено от волков. 
   У татар когда сын уходит служить в армию клинок втыкают в потолочную балку на кухне. На этот счет существуют разные поверья, и одно из них говорит, что нож непременно выпадает, когда погибает сын. 
   И для превращений
   Нож служил и для превращений. Человек-оборотень, согласно славянской мифологии, становится волком, "перекинувшись" (перевернувшись) через воткнутый в гладкий пень или землю один или двенадцать ножей. Через двенадцать ножей должен был перескочить или перевернуться колдун, чтобы в подполе превратиться в медведя. Считалось, что украв их можно навек запереть его в медвежьей шкуре, а если колдун дознается кто это сделал, то и себе обеспечить очень интересный остаток жизни. Тема порчи через "дурной" нож известна у якутов - считалось, что взятый у "дикого человека" чучуны (сычуны) плохой железный нож мог уморить всю семью охотника с ним самим. 
   И для исцеления
   Ножом (или безымянным пальцем) трижды обводили чирей - а затем сук в стене или лавке, как бы препятствуя процессу "рождения": "Тебе, сук, не разраживаться, тебе, болезнь, не разбаливаться" или: "Ни у камени нет плоду, ни у чирья головы. В мертвом теле нет души. Сохни, как сук. Аминь, аминь." Те же манипуляции производились и при лечении грыжи и кил. Затапливая печь, держали в челе, в дыму, нож: "Как на ноже дым не держится, так на рабе божьем не держится тоска." При икоте предписывалось водить по телу человека ножом - это помогало. Казахи считали, что если храпящему во сне человеку пригрозить ножом - храп прекращается. 
   Таким образом, нож сопровождал его с момента рождения до последнего вздоха, а также становился частью не только материального, но и духовного мира. 
   Упал нож – ждите гостей
   Сегодня для большинства "цивилизованных" людей общение с ножом происходит только за едой и на кухне, но и тут рождаются новые приметы. Хрестоматийным стал анекдот про то, как пойманный у самого пола нож сломал лифт с застрявшим в нем незваным гостем. Если упал нож - это означает приход гостя, но только в том случае, если нож воткнулся в пол. Вообще же вариантов толкования этого рядового события великое множество в зависимости от того куда и как упал нож, в какой день недели и т.п. 
   Взаимоотношения хлеба и ножа…
   Особые отношения между ножом и хлебом за столом. Нельзя передавать кому-либо кусок хлеба, насаженный на острие, - будут неприятности. Отрезав ломоть, не втыкают клинок в каравай - это к голоду. Воткнутый в хлеб без дела нож - кощунство. Исторически у славян хлеб резал глава семьи. А вот на Востоке хлеб разламывают руками, резать его ножом не рекомендуется, так как бытует поверье, что у того, кто его режет, Аллах урежет пищу. В США чистка и мытье хлебного ножа в воскресенье - скверная примета. 
   Нож лежит острием вверх
Нож между двумя разговаривающими - к вражде, а если нож лежит ребром на столе - к ссоре. Если при заточке ножа его острие указывает на другого человека - тоже к размолвке, мол, нож на него точишь. Казахи, завидев лежащий лезвием кверху нож, обязательно его перекладывают набок: такой нож лежит и желает чьей-нибудь смерти. А вот эвенкийская примета-прогноз рассматривает это как благоприятную примету: "Нож лежит острием кверху - предсказывает: лося убьешь". У Даля мы находим поверье: "Не ешь через нож: усови колют" (будет колотье). 
   Скрестились
   Если, когда вы накрываете на стол, ножи случайно скрестились, это предвещает продолжительное путешествие. Скрещенная вилка и нож на тарелке - к ссоре или обиде. Чтобы отвадить напасть рекомендуют, держа нож вертикально, стукнуть трижды рукояткой по столу или бросить его на пол, и опасность пройдет стороной. Реакцию соседей по столу игнорируем, как малозначимую - здоровье дороже. Более спокойный способ борьбы с возможными последствиями - прекратить трапезу или вообще уйти из-за стола. Очень плохая примета, развлекаясь, крутить нож на столе наподобие рулетки: соседи и хозяева могут вас даже попросить из-за стола. 
   Нож – это не подарок!
   Самый распространенный из нынешних связанных с ножами предрассудков - это то, что, поскольку нож остр, он может перерезать дружбу или любовь, если его преподнести в качестве подарка. 
Когда такое случается, нож нельзя принимать иначе как в обмен на что-нибудь другое. 
   Даже и в наши дни принимающий такой подарок обычно дает взамен мелкую монету, чтобы предотвратить последующую ссору или несчастье.
Еще существует великое множество примет, суеверий и поговорок, связанных с, казалось бы, с таким простой частью кухонной утвари – ножом. Каждый выбирает сам - верить этому всему или нет. Почему-то, мне, в связи с вышесказанным приходит на ум высказывание Марка Твена: «Мне бы только наделить народ суевериями, и тогда пусть кто угодно наделяет его законами и песнями». Так что – решайте сами!
Подготовила Екатерина Корниенко
Категория: ХОЗЯЙКЕ НА ЗАМЕТКУ | Добавил: ANRI (18.02.2010)
Просмотров: 2258 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг 'Моё Запорожье' TOP.zp.ua Запорожье. Городской портал. Украинский портАл Техно новости Диетическое питание для гурманов. Кулинарные рецепты. Психологические тесты. Информация. Новости Запорожья. Добавить сайт в каталог Rambler's Top100
Copyright MyCorp © 2024