Знамя труда
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Пятница, 29.03.2024, 04:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Чем болеет украинский огород? [15]
Советы огороднику [35]
Оранжерея [4]
Вперед с новыми технологиями [15]
Мини-чат
Главная » Статьи » Земля кормилица » Чем болеет украинский огород?

Капитан однажды - капитан всегда
 Каменку-Днепровскую нельзя назвать портовым городом, но еще многие помнят времена, когда «в нашу гавань заходили корабли». Это были грузовые баржи, пассажирские пароходы с лопастями-колесами по бортам, красавцы-теплоходы на подводных крыльях, сновали у пристани маленькие катерки-буксиры, и каждый час с музыкой отправлялись от причала труженики «Остап Вишня», «Леся Украинка», «Михайло Коцюбинський». Отвезти в Никополь на базар сельхозпродукцию, купить там какие-то обновки, или просто попить пивка - было делом обычным.
А человек в белой форменной рубашке и с кокардой-крабом на фуражке вызывал уважение местных жителей и восхищение мальчишек. С одним из таких людей, Николаем Давыдовичем Шубиным, капитаном теплохода «Леся Украинка», 35 лет отдавшем речному флоту, а нынче пенсионером, мы ведем беседу. 

   - Николай Давыдович, когда Вы впервые почувствовали в себе тягу и любовь к воде? Что повлияло на выбор Вашей будущей профессии?

   - Я родился и вырос в Каменке-Днепровской. Тогда это был совершенно другой край. Здесь помимо Днепра было много речек: Конка, Белозерка, старожилы хорошо помнят плавни. Поэтому мое детство, как и многих моих ровесников, прошло у воды. Не говоря уже о том, что у многих жителей были свои лодки, на которых рыбачили, переправлялись на «капустники», в то же время осуществлялась как частная, так и государственная переправа через Днепр и другие водоемы. После уроков в школе я по несколько часов проводил у воды, глядя на речные просторы. Всегда замечал, что вода и шум волн меня привлекают. Нам, подросткам, разрешали, под наблюдением опытных матросов иногда постоять у штурвала. С детства любил кататься на теплоходах, но не буду утверждать, что, будучи еще мальчишкой, всегда мечтал стать капитаном. Это желание пришло немного позже, когда я был призван на срочную службу в морскую пехоту на границу с Японией. Это был Дальний Восток, Курильские острова. Морской флот укрепил мое желание вернувшись на родину продолжить работу на воде.

   - Расскажите, пожалуйста, как начиналась Ваша трудовая биография на речном флоте?

   - В Каменку-Днепровскую я вернулся в 1956 году. Была зима, но тем не менее сразу бросились в глаза произошедшие здесь перемены. Ведь я уходил на службу, когда только начинали возводить дамбы, Каховского водохранилища еще не было. Рукотворное море, конечно, не сравнить с океанскими просторами, и все же оно поразило меня своими размерами. 
   Наверное, судьба была ко мне благосклонна, а скорей всего люди, которые встречались на моем пути, не раз помогали мне в достижении моих желаний. Так мой друг детства Володя Белогуров решил поменять специальность и предложил мне свое место матроса на теплоходе «Леся Украинка». На этом судне я и начал свою трудовую деятельность, которая продолжалась ни много ни мало – 35 лет. Работал матросом, сигнальщиком, мотористом, рулевым. Можно сказать, по зову души.
Через некоторое время начальник Никопольского порта, а весь наш плавсостав числится и сейчас за Никопольским пароходством, Василий Герасимович Масюткин предложил мне поступить на учебу в речное училище. Нужно заметить, что в нашем пароходстве количество теплоходов росло, а грамотных специалистов не хватало. Но на тот момент у меня даже среднее образование не было закончено, сами понимаете – военное детство, тяжелые годы после войны, нужно было помогать родителям, а моя мама на войне, где была медсестрой, лишилась ноги, поэтому было не до школы. Но спасибо капитану Лебедеву Ивану Яковлевичу, который обратился с ходатайством в школу, чтобы мне дали возможность получить среднее образование. Закончив 11 классов вечерней школы, я сразу поступил на 3-й курс Киевского речного училища, которое закончил с красным дипломом по специальности первый помощник механика ДВС и первый помощник капитана по совмещению. Практику проходил в Херсоне, а вернулся работать в родной порт.
   - Скажите, не было ли страшно самостоятельно впервые выходить в рейс в качестве капитана?
   - Честно говоря, совсем нет. Годы учебы дали свои результаты - придали мне уверенности. Да и практика к тому времени уже имелась. Дело в том, что мотористы тоже могут водить теплоходы, правда, под присмотром капитана судна. Таким образом, работая мотористом, набираешься опыта, привыкаешь к управлению теплоходом. Кроме того, когда экипаж – одна семья, чувствуется поддержка всех членов команды, тогда ничего не страшно. А со мной вместе работали замечательный и опытный коллектив: помощник капитана Панкеев А.И., рулевой-моторист Трунов И.К., механик Вовк А.В. и многие другие.
   - Николай Давыдович, а чем занимались капитаны теплоходов в зимний период времени, когда навигация закрыта?
   - Зимы у нас не очень лютые, поэтому переправа через водохранилище продолжалась и в зимний период, насколько это было возможно. Когда же навигация закрывалась, вся команда занималась судоремонтной деятельностью: за этот период нам необходимо было полностью проверить и подготовить теплоходы к работе. Все работы мы производили собственноручно. Никто не знает судно лучше его капитана и механика. Первый отвечает за общее состояние самого судна, второй - за его техническую часть, за дизеля. Специалисты со стороны привлекались только в случае обнаружения серьезных неполадок. Признаться, за это время я успевал соскучиться по штурвалу. А с открытием судоходства начиналась привычная работа – перевозка пассажиров.
   - Кстати, для пассажиров переправиться на теплоходе – это приятная прогулка по воде. Даже если поднимался ветер, это были не девятибалльные волны как на море. Стало быть, и экипажу речных теплоходов особых трудностей не представляло управлять судном?
   - Существует поговорка: «Моряк должен быть грамотным, а речник – опытным» На реке, в том числе и на водохранилище, необходимо очень хорошо знать русло, скорость и направление течения. В узких местах может мешать управлению судном тень от прибрежных деревьев, туман не позволяет капитану расслабиться. Ведь теплоходы переправляли людей не только в Каменку. Были рейсы и в Ушкалку, Нижний Рогачик, Лепетиху, с экскурсиями ходили до Канева и Киева. Я и сегодня помню, как таблицу умножения, что от Запорожских шлюзов до плотины Каховки – 230 км; самое широкое место на Каховском водохранилище – 45км - от Тарасовки до Скелек; самое узкое – 4,5 км - между нашим полуостровом и Никополем; средняя глубина 18-22м от Никополя до Каховки, а от Никополя до Запорожья всего 8-12м. К слову сказать, на теплоходы река-море, следующие из Черного моря до Запорожья, в Никополе к команде прикреплялся опытный лоцман, знающий судовой ход, без него «морские волки» не смогли бы беспрепятственно преодолеть этот путь. 
   Кроме того движение было активным, существовали свои правила, необходимо знать маневренность и свойства встречного транспорта: сухогрузов, теплоходов на подводных крыльях.
   - Николай Давыдович, на Ваш взгляд, что самое трудное в работе капитана?
   - Главная обязанность каждого капитана заключается в обеспечении безаварийного плавания. В вахтенном судоводителе - для нас это своеобразный свод правил управления теплоходом - четко указано, что капитану "вверено судно, жизнь людей, ценные народнохозяйственные грузы". Заступая на вахту, мы несем ответственность за все, что находится на борту во время рейса. Капитан должен тщательно проверить исправность судна, судовой сигнализации и рулевого устройства. Кроме того, ему необходимо тщательно ознакомиться с условиями движения судна, путевой информацией, в том числе и погодными условиями.
   Особо ценным грузом для нас были пассажиры. Старые капитаны наставляли меня, а позже и я учил молодежь: если взял человека на борт, отвечаешь за него головой, обязан довести его до места назначения.  
   Чтобы успешно и безаварийно управлять судном, нужно знать все его характеристики, инерцию. Эта информация особенно пригождается во время швартовки к причалу. Чтобы не удариться бортом теплохода о пристань, необходимы определенный опыт и сноровка. 
   Достаточно сложно бывает управлять судном во время урагана или сильного ветра: слишком большая парусность. Не совсем комфортно работать в жаркую погоду: если утром приходишь на работу бодрый, "свеженький", то после рейса уходишь домой усталым, практически без остатка сил. 
   - У Вас, бывалого капитана, есть свои байки? Какие-то случаи из Вашей капитанской биографии запомнились особенно?
   - Я бы не назвал это байкой, но был случай, который оставил свой след не только в памяти. 
   Однажды зимой нас так прихватило! Толщина льда доходила до 40см. Ночью поработал буксир, чтобы пробить дорогу. Мы вышли в рейс с 250 пассажирами на борту и уже были в пути, когда диспетчер сообщила, что теплые воды АЭС подмыли лед и отколовшаяся льдина огромных размеров перекрыла наш фарватер. Вывернуться нельзя, кругом лед. Пришлось давить лед, а теплоход не предназначен для этих целей: нос прямой, не может «влезть» на льдину, чтобы давить всей массой. Не только экипаж, но все береговые службы были, что называется, в полной боевой готовности. Над теплоходом кружил вертолет. Больше всего переживали за людей и всеми силами старались успокоить пассажиров, не создавать паники. В конце концов «крига» сдалась. В Никополь пришли ночью, я – совершенно седой. Чтобы снять стресс, команде дали две недели отдыха. 
   Тяжело на сердце было в 1989 году, когда списывали родную «Лесю Украинку». 25 лет добросовестно отработало судно на своем рейде. Но еще тяжелее было расставаться с капитанским мостиком, когда наша речная флотилия перестала существовать.

   - Сегодня из Каменки-Днепровской в Никополь можно переправиться только паромом, теплоходы ушли в историю. Как Вы думаете, профессия капитана в наши дни востребована? И есть ли будущее у пассажирского речного флота?
   - Испокон веков люди селились на берегах рек и налаживали сообщение со своими соседями не только на суше. Без этого жизнь коммерческая, трудовая, и просто человеческая неполноценна. На разных берегах живут родственники, друзья. Потому рано или поздно, если не наши руководители, то деловые люди восстановят водную магистраль между нашими городами. И среди молодежи, я уверен, есть много желающих поступать в речные училища, мечтающих о капитанском штурвале. 
   - Что бы Вы хотели пожелать в профессиональный праздник?
   - Мне хочется всех своих коллег от души поздравить с профессиональным праздником и пожелать им семь футов под килем и счастливого плавания!
 
 - Редакция газеты "Знамя труда" присоединяется к поздравлениям и желает всем работникам и ветеранам речного и морского флота здоровья, успехов в работе, благополучия в семье, отличного настроения и попутного ветра.
Беседовал Сергей Белогуров  


Категория: Чем болеет украинский огород? | Добавил: ANRI (06.07.2010)
Просмотров: 941 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг 'Моё Запорожье' TOP.zp.ua Запорожье. Городской портал. Украинский портАл Техно новости Диетическое питание для гурманов. Кулинарные рецепты. Психологические тесты. Информация. Новости Запорожья. Добавить сайт в каталог Rambler's Top100
Copyright MyCorp © 2024