Его друзья вспоминали, обращаясь к молодым киноактерам во время съемок фильма "В бой идут одни "старики", Леонид Федорович говорил: “Ребята, давайте творить из зла добро. Хотя бы потому, что кроме как из зла, его творить не из чего”.
...Актер Божьей милостью, он родился 12 декабря 1928 года в селе Знаменском Славянского района Донецкой области. Во время войны их семью эвакуировали в Барнаул. Но Ленька рвался на фронт. После неудачного побега решил выучиться на летчика, чтобы с неба громить врага... Но и для поступления в летную школу он был еще недостаточно взрослым. Пока года "набегали", работал на аэродроме, где и наслушался невероятных историй о героизме "летучих эскадрилий" и, конечно же, мечтал присоединиться к ним. В 1945-м поступил в летную школу. Вскоре ее расформировали - война закончилась.
По мнению некоторых исследователей творческого пути Быкова, в театральный институт не в последнюю очередь его привела мечта снять фильм о тех, кто не вернулся с войны, и показать их такими, чтобы они навсегда остались в нашей памяти.
Однако до осуществления этого замысла путь был и непростым, и длинным. Зато как киноактер Леонид Быков ярко засверкал уже после первой роли в фильме режиссеров Исаака Шмарука и Виктора Ивченко "Судьба Марины", которую ему предложили в 1952 году. В то время актер, закончивший Харьковский театральный институт, работал в труппе Харьковского театра имени Т.Шевченко. Первая его роль была небольшой, но молодой актер сыграл ее так, что его заметили и запомнили не только зрители, но и кинорежиссеры.
Практически сразу же после выхода фильма в прокат (в 1954 году) Александр Ивановский и Надежда Кошеверова пригласили Быкова на большую роль в свою картину "Укротительница тигров" (Ленфильм). Почти одновременно он снимается в картине Анатолия Граника "Максим Перепелица". И дальше, что ни год - то новая роль.
Его герои - чистые, открытые, добрые, доверчивые, порядочные люди, но в то же время мужественные и принципиальные, готовые на самопожертвование. Как отмечала кинокритика, многие из них стали отражением личности самого Леонида Быкова, потому что эти же черты были присущи и его натуре. Наверное, поэтому люди так верили и верят в его героев, забывая, что они "киношные". После выхода фильма "Максим Перепилица" зрители стали называть его Максимом. Просмотрев фильм "Добровольцы" (1958), моряки в Калининграде бросались к нему с объятиями просто посреди улицы: "Лешка! Родной ты наш!"
А на какую высоту он сумел поднять чистоту и силу любви в киноленте "Алешкина любовь". Кстати, когда этот фильм вышел на экраны, Быкова в Украине уже не было - он уехал с семьей в Ленинград, чтобы попробовать себя и в кинорежиссуре, как ему обещали. Попробовать дали, но не поддержали, поспешили с выводом, что кинорежиссура - это не его дело.
А вот как актер он оставался востребованным. В 1965 году Л. Быкову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Если и были перерывы в съемках, то только тогда, когда он не соглашался на предложения. О причинах таких отказов написал в одном из писем близкому другу по харьковскому театру - Николаю Бориченко: "Уже почти год не снимаюсь. Не хочу. Отказался от 9 сценариев. Не хочу принимать участия в лживых и антихудожественных вещах. Разумеется, долго не продержишься, нужно выполнять план студии. Все чаще думаю, что нужно возвращаться домой..." Домой - это в Украину, хотя квартира, работа, успех были связаны с северной столицей бывшего СССР...
Очевидно, ему ее не хватало. И, по-видимому, он надеялся, что в родной стороне у него откроется второе творческое дыхание, и он сможет осуществить мечту всей своей жизни - снять картину о героизме советских летчиков в годы войны.
Он оставил Ленинград и переехал в Киев. Но и здесь не все сложилось так, как мечталось. С 1966 по 1971 год Быков не снялся ни в одном фильме не только на киностудии имени А. Довженко, но и на других. И этот перерыв был по той же причине, что и все предыдущие, - высоко подняв планку своего мастерства, он не хотел участвовать в третьесортных картинах. И в то же время продолжал искать возможность, осуществить свой самый заветный творческий замысел - увековечить в фильме образы тех, кто завоевывал победу для всего мира.
Разумеется, Леонид Федорович понимал, как тяжело будет создать фильм о войне, который бы никого не оставил равнодушным. На экранах с триумфом шли фильмы, получившие любовь миллионов зрителей и самые престижные международные кино-награды. "Летят журавли", "Судьба человека", "Баллада о солдате", "Иваново детство"...
Но у него была своя собственная тема. "Главная цель, которую Быков поставил перед собой, - пишет один из исследователей творчества актера Андрей Шостаков,- отыскать в войне то, что может сделать нас лучше. Присутствию войны в жизни он придает такой же сакральный смысл, как присутствию рядом святого человека. Его "личная правда" о войне оправдана самим духом и местом его героя, "маленького человека". Она не только в жертвах и испытаниях во имя завоевания свободы, но и в сбережении в себе истинных человеческих качеств. Предмет его творчества - возможность "очеловечивания" героики до проблем простого человека. Ему хотелось рассказать о тех, кто шел в бой не со словами: "За Родину, за Сталина!", а шептал: "До тебя мне дойти нелегко, а до смерти - четыре шага... "
И он сполна раскрыл эту тему в киноленте "В бой идут одни старики", сценарий которой написал в содружестве со сценаристами Евгением Оноприенко и Александром Сацким. Картина вышла на экраны страны в начале 1974 года и имела ошеломляющую популярность. На Всесоюзном фестивале в Баку она получила почетный приз. После выхода фильма Леониду Федоровичу было присвоено звание народного артиста Украины.
Время спустя он снял еще один фильм о войне - "Аты-баты, шли солдаты", тоже ставший рекордсменом проката.
Как видим, после возвращения в Украину Быков все-таки состоялся как режиссер. И, бесспорно, он бы подарил еще не одну по-настоящему талантливую киноленту, делающую мир людей добрее. Но 11 апреля 1979 года вся большая страна вздрогнула от известия - Леонид Быков погиб в автомобильной катастрофе. Ему было 50 лет и 4 месяца...
В Киеве на склоне Днепра, недалеко от Аллеи Славы, стоит памятник летчикам Великой Отечественной войны в образе народного артиста Украины Леонида Быкова в роли капитана Титаренко. Его именем названа одна из эскадрилий 8-го полка истребителей, дислоцированного в Киевской области. А его фильмы остались всем нам духовным завещанием - любить жизнь, никогда не предавать друзей, любимых, в самые сложные минуты не терять мужества.
Людмила ШЕРШЕЛЬ
(УКРИНФОРМ)
|